Бензин и дизтопливо могут подорожать на 15-20% – правительство хочет сократить выплаты нефтяникам из бюджета

0

Бензин и дизтопливо могут подорожать на 15-20% – правительство хочет сократить выплаты нефтяникам из бюджета

Недополучив от Минфина демпфер – разницу между экспортной и внутренней ценами – нефтяники вряд ли захотят терять объемы прибыли.

Правительство решило изменить механизм формирования цен на бензин: сократить объемы демфперных выплат вдвое.. По оценкам экспертов, это будет означать потери отрасли порядка 30 млрд. руб. в месяц. Но, судя по практике последних десятилетий, нефтяники никогда не шли на сдерживание своих аппетитов: если платить отказывалось правительство, вскоре повышались цены на АЗС. То есть, в конечном итоге, налоговую новацию оплатят простые автомобилисты. Кроме того, существует риск, что скачок цен может отразиться на новых закупках топлива для техники в зоне СВО: на выделенные средства придется закупать меньшее количество литров. А это уже будет похоже на саботаж и предательство.

Суть депмферного механизма в следующем: когда мировые котировки бензина растут, то нефтяникам становится выгодней поставлять больше горючего на экспорт. В результате объемы запасов топлива в России сокращаются и возникает риск появления дефицита нефтепродуктов, который, как правило, приводит к подорожанию горючего.

Чтобы цены на отечественных заправках росли не слишком сильно, государство выплачивает производителям компенсацию, позволяющую поддерживать стоимость бензина на постоянном уровне.

В обратном случае, когда мировые котировки оказываются ниже российских, компании обязаны поделиться с федеральным бюджетом частью «сверхдоходов», полученных от проданного на внутреннем рынке топлива.

Бензин и дизтопливо могут подорожать на 15-20% – правительство хочет сократить выплаты нефтяникам из бюджета

Правительству надо покрывать дефицит бюджета. Нефтяники хотят сохранить размеры прибыли. Крайними окажутся обычные автомобилисты.

До последнего времени все были довольны. Например, в прошлом году розничная стоимость бензина, по оценке Росстата, выросла менее чем на 1% (при общей инфляции почти в 12%). Впрочем, нефтяники также не остались в обиде — в рамках компенсации по демпферу они получили из бюджета рекордную за всю историю сумму в размере почти 2,2 трлн рублей.

Потом стартовали западные санкции, предусматривающие введение «потолка» цен на российские нефтепродукты, продаваемые зарубежным потребителям. Возник риск, что цены на бензин вырастут, когда Запад установит потолок стоимости нашей нефти. Но, как говорится, отлегло: если говорить крайне упрощенно, нефтяники продолжили получать компенсацию, исходя из рыночных мировых цен, а не введенного «потолка».

Зато в странном положении оказалось правительство. Главная цель демпфера — сдерживание роста цен на автомобильное топливо. Но сейчас, по большому счету, государство, скорее, поддерживает уровень прибылей нефтяников: убытков те и так не несут. В условиях же СВО компенсировать производителям экспортные поставки горючего за счет дефицитной казны чересчур накладно. Вот тогда глава Минфина Антон Силуанов заявил о намерении снизить демпфер вдвое с 1 июля. Изменения пока будут действовать год.

От корректировки налогообложения правительство рассчитывает получать 25-30 млрд рублей ежемесячно. Такое решение просто необходимо: только в январе дефицит бюджета достиг рекордного размера в 1,76 трлн рублей, при том, что на весь 2023 год он был запланирован в размере 2,9 трлн рублей. Всего же за 2023 год дефицит бюджета рискует составить 5-7 трлн рублей.

Бензин и дизтопливо могут подорожать на 15-20% – правительство хочет сократить выплаты нефтяникам из бюджета

Есть риск, что потеряв выплаты от правительства, НПЗ компенсируют их за счет повышения оптовых цен.

Из-за отказа от демпфера маржа нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) может сократиться вдвое, что, по мнению экспертов, автоматически приведет к повышению оптовых цен на топливо. В этой ситуации сети АЗС также будут вынуждены поднимать розничные цены. Представители нефтяной отрасли уже заявили о неизбежном повышении розничных цен на моторное топливо на 15-20%.

А вот Минэнерго уверено: рост цен на АЗС не превысит инфляцию. В ведомстве не видят причин, чтобы изменение демпфера, запланированное с июля 2023 года, серьезным образом отразилось на увеличении цифр на стелах. Глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил: рост розничных цен на топливо останется в пределах инфляции.

Бензин и дизтопливо могут подорожать на 15-20% – правительство хочет сократить выплаты нефтяникам из бюджета

Армия тоже постоянно нуждается в масштабных закупках топлива.

Также не надо забывать, что в условиях СВО значительные объемы топлива приобретаются для военной техники. Часть берется из госрезервов, часть – по заранее оплаченным контрактам. Но есть и оперативные потребности, на которых также отразится рост цен на топливо. В итоге, есть риск, что нефтяники, ради своих аппетитов, могут подставить не только население, но и армию. А это уже уровень саботажа и предательства.